Семья
– это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
(В.А.Сухомлинский)
Поступление
ребенка в школу вносит в его жизнь много перемен. Вместо семьи, близких людей –
толпа чужих, с которыми пока что ничто не связывает. Вместо ласки, участия,
снисхождения и общих интересов – дисциплина.
Весьма
часто оказывается, что семья и школа – не две союзные силы, работающие в одном
направлении, стремящиеся к одной цели, а силы не равномерные, причем семье
приходится поневоле уклоняться от прямого пути, делая уступки в пользу школьных
влияний. Конечно, начальство учебных заведений, в котором учащимся приходится
переживать ломку принесенных из семьи нравственных навыков, отнюдь не ставит
себе задачу прививать в них то, что в действительности прививается помимо его намерений.
Надо также принять во внимание, что при всем доброжелательстве к детям и
готовности сделать все, что нужно для их пользы, школа ограничена в своих
силах, особенно если это школа многолюдная, большая.
Таким
образом, говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно
отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи,
взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности.
Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического
коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач,
программ педагогического воздействия с учетом контингента данного
образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.
«В
процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на
недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать
педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна
быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и
предложения должны лежать в ее основе» – утверждал Л.П.Крившенко. остановимся
на конкретных методах и формах работы с родителями. Они определяются следующими
факторами: условием педагогической культуры родителей, типами семейных
отношений, спецификой работы школы, возрастными особенностями детей и др.
Одной
из наиболее распространенных массовых форм работы по формированию
педагогической культуры родителей являются общешкольные и классные родительские
собрания. К сожалению, часто они сводятся лишь к обсуждению поведения и
успеваемости учащихся. В то же время, как свидетельствует практика,
родительские собрания могут играть важную роль в педагогическом просвещении
родителей. Важной формой повышения педагогической культуры родителей является
выполнение последними педагогических общественных поручений. Эта форма
способствует выработке умений по воспитанию детей, побуждает к активному
педагогическому мышлению. Конференции для родителей в основном посвящаются
обмену опытом по воспитанию детей в семье. Консультации для родителей, особенно
индивидуальные, ценны тем, что, беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом
больном, сокровенном, поделиться тем, о чем по, тем или иным причинам неудобно
говорить на собрании.
Мы рассмотрели только некоторые формы работы по повышению педагогической
культуры родителей. Все они должны быть взаимосвязаны, и укладываться в единую систему.
Успех
совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого
знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее
жизни, учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период
приема нового ученического коллектива, но и в течение всего периода обучения
ребенка.
Помня
о том, что семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на
которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт,
школе нужно учитывать те функциональные обязанности, которые возложены на нее в
системе отношений «семья–ребенок–школа».
Для
работы школы с родителями весьма плодотворной, но пока почти нереализованной,
является идея А.С.Макаренко о том, чтобы «школа влияла на улучшение семейного
воспитания через учащихся». В одном из своих выступлений он говорил: «Что же
касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей… Я педагог…и считал, что
если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей
заставлю вносить положительное влияние в семь… Нужно детей так воспитывать,
чтобы они вносили в семью какую-то здоровую дополнительную струю, не то, чтобы
перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители
государственной школы и несли эти идеи в жизнь».
Построение
процесса домашнего воспитания в семье во взаимосвязи со школой и учителем в
соответствии с рассмотренным выше мнением позволит и школе и родителям грамотно
руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной всякой
другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать.
Список
литературы
1.Куликова
Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред .пед.
учеб. заведений. – 2-е изд.. испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия»,
2000. –232 с.
2.Лебедев
Р.А. Семейное воспитание. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –408с.
3.Харламов
И.Ф. Педагогика: Комп. учеб. курс. для студентов университетов и пед.
институтов. И.Ф.Харламов. – Мн.: Университетское, 2001. –272с.
4.Педагогика:
учебник. Л.П.Крившенко (и др); под ред. Л.П.Крившенко. –М.: изд-во Проспект,
2008. –432с.