Среди основных институтов социализации человека, одно из ведущих мест
занимает семья - витальная, жизненно необходимая среда для развития и
воспитания ребенка. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и
воспитанием детей, с решением повседневных проблем, семья призвана быть
надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выжить в трудных,
быстро меняющихся условиях современной жизни. На наш взгляд, семья в силу
глубокой специфичности ее воздействия на ребенка, должна обязательно являться и
фактором воспитания семейных ценностей.
Семейная
ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием
для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем
представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только
помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это
гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие,
снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего
не может существовать семья.
По глубокому убеждению К.Д.Ушинского истинно
воспитанным человек может стать в той среде, в которой чтят традиции и обычаи
поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Но
приобщить ребенка к семейным ценностям с помощью принудительных мер невозможно,
так как не произойдет осознание всей значимости семейных ценностей, духовного
сближения с ними.
Семья,
как общественная ступень в жизни человека,с раннего возраста формирует сознание, волю, чувства детей. Поэтому мы
считаем, что семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста
через рассказы о прошлом семьи, ее истории, отраженной и запечатленной в
бережно хранимом семейном архиве. Для этого необходимо создать для ребенка в
семье доброжелательную обстановку, так как только преобладание положительных
эмоций над отрицательными создает то, что можно назвать семейным очагом,
который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами,
он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Недаром замечательный
отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети -
будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши
способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим
человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье- это тоже непревзойдённая семейная ценность,
которую нужно сохранять и поддерживать.
Проблемой семейных ценностей занимались многие
известные и выдающиеся личности – философы, педагоги, писатели. Например, Пушкин А.С.
отмечал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Очень
жаль, что на сегодняшний день большинство семейных ценностей и традиций во
многих семьях позабыты, так как ускоряя шаг в будущее, в погоне за движущимся
прогрессом, люди постепенно теряют связь с прошлым и лишь память связывает нас
со своими корнями.
С нашей
точки зрения семейные ценности можно поделить на духовные и материальные. К
духовным ценностям в нашей семье относятся различные жанры фольклора:
колыбельные песни, прибаутки, частушки, которые сочинены предками, а также
отношение к труду, к людям, уважение к старшим и многое другое, что бережно
передается из поколения в поколение.Но
основной ценностьюявляется своеобразное
знание семипоколенного генеалогического древа, составленного на основе
рассказов моей бабушки и родственников, которых я знала с детства и тех, кого я
различными способами отыскала. Восстановила с ними связь через переписку, так
как представители моей родословной проживают в разных регионах России,
Башкортостана, Казахстана, Канады. С каждой последующей перепиской, я узнаю
много нового и интересного о жизни своих родственников. Например: яузнала, что в гражданскую войну один из
двоюродных прапрадедов, Александр, эмигрировал из России в Канаду . И в
настоящее время, его потомки занимаются ведением фермерского хозяйства.
Благоприятная обстановка
моей семьи, душевные рассказы бабушки об истории нашего рода, просмотры
многочисленных фотографий, документов, орденов, значков, почётных грамот и
других реликвий, ещё с детства пробудили во мне жажду углублённого познания
традиций, обычаев своей семьи. Таким образом, появилось большое желание
продолжать исследовать свою семейную летопись. Могу с уверенностью сказать, что
составление генограммы своей родословной очень увлекательное и интереснейшее
занятие, которое включает сбор биографии дальних и близких родных, их детей,
внуков, братьев и сестер. А также взаимосвязи между ними, закономерности имен,
профессий и многое другое. Мое родословное древо похоже на разноцветную мозаику
судеб людей, связанных между собой кровными узами. В него внесено более 200
представителей рода. Сама структура составления очень динамичная, так как
кто-то рождается, кто-то умирает, поэтому требуется постоянный учёт в
хронологии.
Так же у меня есть и
семейная реликвия, как материальная ценность - это книга- псалтырь, изданная в
далеком 1888 году. Его передала бабушка по папиной линии. Когда я держу эту
реликвию в руках, то ощущаю всю тяжесть столетней истории своей семьи,
испытываю чувство любви и гордости за своих прапрадедов.
От моих предшественников
помимо духовных и материальных ценностей мне передались по наследству еще и
такие качества как трудолюбие, ответственность, открытость, которые
формировались и закреплялись в каждом из представителей моего рода. Без этих
качеств невозможно было продуктивно трудиться, профессионально расти.
Большинство профессий которые выбирали мои предшественники, были связаны с
металлургическим производством. Так дед мой по папиной линии работал
прокатчиком, бабушка, передавшая мне большинство семейных ценностей, работала
формовщицей в литейном цехе. Встречаются и другие профессии- товаровед,
строгальщик, счетовод в колхозе( в настоящее время – это бухгалтер)
А я, получая
профессию социального педагога и с увлечением занимаясь составлением своей
родословной, развиваю в себе такие личностные качества, как упорство и
целеустремленность, креативность, коммуникабельность. Они помогают мнесамосовершенствоваться.Опираясь на собственный опыт,я уверена, что знание генеалогии моей семьи
делает возможным погружение в семейную историю со всеми ее социальными
проблемами и переплетениями.
Таким образом, мыпришли к выводу, что работа над составлением
семейной генограммы может служить частью позитивной семейной терапии и считаем,
что необходимо приобщение детей к семейным ценностям для их успешной
социализации. Обмен опытом поиска информации и составления своей родословной,
отражение особенности развития своей семьи можно осуществлять через проведение
классных часов, конференций, конкурса – защиты генеалогического древа. А
использование методики составления родословной в своей будущей работе послужит
основой для эффективного вхождения детей в мир семейной культуры, поможет
развить положительные качества и прочно укрепить связь между поколениями.
Список литературы
1.Мустаева Ф.А. Соц. Педагогика :Учебник для вузов .-
М. Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-528 с.
2.С любовью к детям: материалы к родительским
собраниям. 5-8 классы/ сост.Л.А.Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
3.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология
работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений
/ Под ред. В.А.Сластенина .- М «Академия», 208 с.