Вторник, 24.12.2024, 22:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Башкирские традиции в становлении молодой семьи» (ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж)

    Автор: Магадеева Алия Наилевна,

    Руководитель:  Бабичева Рената Рамилевна,

    ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж

     

    В Российской Федерации в 2007 году был проведен социологический опрос по результатам которого  выяснилось, что у 80% современной молодежи семья является главной ценностью. Президентом РФ В.В.Путиным 2008 год был объявлен Годом семьи в России, а Президентом М.Г.Рахимовым 2008 год был объявлен Годом социальной поддержки семьи. 2008 год –  это год, когда государственная власть и общественность ищут пути выхода из сложившейся ситуации и вырабатывают концепцию молодой семьи будущего.

    Испокон веков у башкирского народа существуют обряды: свадебные, родильные, похоронные, они знаменуют собой важнейшие этапы человеческой жизни, жизни семьи, а, следовательно, и жизни всего народа.

    Свадебный обряд. Башкирский свадебный ритуал — многоступенчатая народная драма, в которой нашли преломление мировоззрение и ментальные особенности народа, его самобытная музыкально-художественная культура, специфика хозяйственно-бытового уклада. Он представляет собой одно из ярчайших творений национального коллективного духа. Как подчеркивает Р. А. Султангареева, башкирский свадебный ритуал представляет собой среднеазиатско-тюркский тип с богато орнаментированным многожанровым поэтическим репертуаром и с выраженным национальным колоритом и национально-специфическими мотивами (потасовки за постель, церемониальное получение именной скотины, обрядовые избиения и т.д.).

    С древнейших времен в башкирской культуре заключение брака, воспитание и в физическом, и в духовном отношении здорового потомства считались делом достойным настоящего человека, заботящегося не только о своем личном благополучии, но и о судьбе своего народа. “У того, кто не женится, корни иссохнут”, “У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет”, — предупреждало взрослое поколение тех, кто легкомысленно относился к своему долгу, будущему своего рода, судьбе нации.

    Брак для башкир — это гармония, соединение двух и физически, и духовно здоровых начал, ответственных за продолжение рода. С древнейших времен башкиры с особой заботой относились к нравственной чистоте будущей матери. Целомудрие в общественном сознании считалось одной из главных духовных характеристик башкирской женщины. “Хоть круговая, да дорога хороша, хоть слепая, да девушка хороша”, “Хоть сорок лет невесте, но пусть будет девушкой”, “Пусть казан плох, да был бы в нем суп; пусть девушка некрасива, да был бы ум в голове”, — говорили в народе.

    Как известно, у башкир было довольно негативное отношение к разводу. По свидетельству исследователей края, разводы среди башкир встречались крайне редко. “Первый муж — богом дан, — говорили в народе, — второй — стыд на лице”.

     На протяжении веков народная нравственность утверждала ценность и общественную значимость добропорядочной и тихой семейной жизни (“В доме, где согласие, — изобилие, счастье; в доме, где раздор, — несчастье и горе”), подчеркивала значение и роль положительной духовно-душевной атмосферы в воспитании детей (“В доме, где раздор, дочь беспутной вырастает”). Благополучную семейную жизнь и счастье супружеской пары башкиры связывали с совершением на должном уровне свадебного ритуала. Свадебные торжества знаменуют начало нового этапа в жизни взрослого человека. Сожительство без этих церемониалов народ приравнивал к служению шайтану — черту и страшному греху (хараму).

    Каждый символ свадебного ритуала –  это путь к достижению согласия с природой, родовыми божествами, духами-покровителями, гарантирующего благополучие новой семейной паре. Доминанту женского начала в свадебном ритуале, особое почитание и внимание к невесте как части природы, обеспечивающей деторождение, ритуальное оформление особого ее статуса с момента нареченности до вхождения в дом жениха можно идентифицировать с умилостивлением природы, жизнетворных сил в образе невесты. С культом плодородия связан, в частности, ритуал дарения невесте самки животного (овечки, телки, коровы). Приход невесты в дом жениха, каждый ее шаг (перешагивание через порог, под которым, по представлениям, находится захоронение мифических предков, первое усаживание и т.д.) ритуально фиксировались одариванием — умилостивлением духов и хозяев этих мест во имя благополучия и плодовитости молодой жены. К ритуальным действиям, фиксирующим переход невесты в новый социальный статус (замужней женщины), относятся: изменение прически (заплетались две косы), смена девичьего головного убора — такия — на женский — кашмау, завязывание пояса, символизирующего “завязывание” и прикрепление счастья, добра, благополучия к предстоящей семейной жизни.

    Приобщение жениха к новой социальной роли (мужа, главы семейства) имеет три этапа:  I — от получения согласия отца до первой брачной ночи; II — период визитов (тайных посещений) жениха к своей нареченной; III — начало самостоятельной семейной жизни.  

    С древнейших времен свадьба оформлялась в яркое, красочное зрелище, имеющее свое специфическое национальное лицо, сопровождающееся шумными пирами, состязаниями, песнями и плясками. Свадебные торжества в прошлом проводились обычно осенью и зимой, когда уменьшались житейские заботы башкир, занимавшихся отгонно-кочевым скотоводством. Свадебные ритуалы преследовали главную цель: обеспечить молодой паре совместное будущее в согласии и в достатке.

    Важным этапом современной башкирской свадьбы, особенно в сельской местности, является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются многочисленные гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ. И сегодня, когда провожают невесту, говорят: “В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Под ноги невесты кладут белую подушку, приносящую счастье и удачу на которую она наступает правой ногой. В зависимости от местных обычаев мать (старшая сестра, тетя) жениха угощает медом, маслом, хлебом-солью, дает выпить сладкой воды или молока (айрана, кумыса), являющегося у башкир священным продуктом. Этот отголосок древнего поклонения камню подчеркивает, что будущее молодой семьи, ее счастье во многом зависят от мудрости, основательности, твердости и силы духа молодой жены, ее способности противостоять жизненным испытаниям. В сельской местности и сегодня живет ритуал ознакомления невесты с дорогой на родник (реку, озеро). По поверьям, если из ведер невесты выплескивается вода, то судьба ее будет неудачной. После ритуального чаепития (“чай снохи”) молодая женщина вступает в свою новую роль — жены, снохи, хозяйки, хранительницы домашнего очага.

    Отгремели свадебные торжества. Вступление молодоженов в разряд супругов очерчивает перед ними целый ряд нравственных обязательств по отношению друг к другу, к близким, родственникам, окружающим, обществу. Суть этих обязательств в лаконичной форме определяется пословицей: “Пусть после тебя род сохранится, на том месте, где ты жил, очаг сохранится”. С появлением на свет первенца за молодой супружеской парой окончательно закрепляется общественный статус семейных людей со всеми вытекающими отсюда правовыми и этическими нормами, продиктованными родительским долгом и ответственностью за сохранение брака.

    Таким образом, семейные традиции и обычаи занимают значительное место в жизни народа. Они сохраняют весь положительный опыт многих поколений. Это нравственность, соблюдение моральных норм, уважение к чести и достоинству человека и семьи. Современная молодежь, перенимая традиции и обычаи у своих родителей, бабушек и дедушек, впитывают духовное богатство, которое в них заложено. Ведь недаром говорят: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

     

    Список литературы

    1.      Башкирское народное творчество. Т. 1.Обрядовый фольклор. -Уфа, 1995.

    2.      Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф.Ф.Семейный быт башкир. XIX - XX вв.-М., 1991.

    3.      Султангареева Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. -Уфа,1994.

    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 5221 | Рейтинг: 4.0/5 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]