«Роль семьи во всестороннем развитии ребенка» (ГОУ СПО Кумертауский педагогический колледж)
Автор: Шляхова Евгения
Андреевна,
студентки 5 курса отделение
«Дошкольное образование»
Руководитель: Валиахметова Татьяна
Степановна,
преподаватель ОПМ,
ГОУ СПО Кумертауский
педагогический колледж
Семья всегда
сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет
и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант
ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом
собственной состоятельности.
Семья является
традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное
воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства,
Важность семьи
как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение
значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней
закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Семья может
выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать
семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль.
Именно в семье
ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как
себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека -
достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.
В каждой семье
объективно складывается определенная система воспитания. Под системой
воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее
целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно
и чего нельзя допустить в отношении ребёнка.
Родители
составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют
существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих
между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота
родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого
ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в
первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет
функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и
психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия
благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Поскольку в нашем обществе
интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения
чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в
основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания
детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе
духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение
этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное,
нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
В семейном
воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка. Здоровый, физически
развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим
трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило,
доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает
красоту, и сам стремится все делать красиво.
Когда же
ребенок становится школьником, долг родителей - создать надлежащие условия для
его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь
особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости,
самостоятельности мышления, ориентировка на непрерывное образование, приучение
к чтению художественной литературы, периодической печати.
Родители
должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в
повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы,
связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети
главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и
что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать
посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему
значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает
формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства
товарищества, честности, справедливости, ответственности. Чрезвычайно
ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому
воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и
возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих
играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей - не отбивать у
детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать
всяческое содействие. Среди конкретных направлений всестороннего развития
личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое
воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует
приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни,
природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты Задача семьи -
воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных
участников его созидания во всех возможных областях и сферах.
В целях
воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, выявление его
интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и
недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и
мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и
плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя
внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны,
настойчиво преодолевая негативные черты.
Доверие - вот главная линия
поведения отца и матери.
Итак, семья
как ячейка, является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества
характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь
семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего
общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих
семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье,
а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают
своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям,
зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это
общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом
случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных
факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном
общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является -
уважение другого.
Семья это один
из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение
целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное
значение и встроена в общественный прогресс.