Понедельник, 06.05.2024, 01:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Родительский дом – начало начал, ты в жизни моей надежный причал» (ГОУ СПО Белорецкий педагогический колледж)

    Автор: Шакиров Роман Борисович,

    студент 5 курса  «Социальная педагогика»,

    Руководитель: Родионова Наталья Викторовна,

    ГОУ СПО Белорецкий педагогический колледж

     

    «От правильного воспитания детей

    зависит благосостояние всего народа»

                              Джок Локк.

                Современная ситуация в России (наступающий экономический кризис, увеличение социальной напряженности) отрицательно сказывается на сегодняшнем положении семьи в обществе. Один из наиболее актуальных вопросов современности –роль семейного воспитания детей в условиях нестабильных жизненных обстоятельств. Эта тема актуальна во все времена и потому, что проблемы воспитания в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из внутрисемейных в общественные, так как общество состоит из конкретных людей.

                Семейному воспитанию уделяли внимание Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, а так же современные педагогики и психологи (Н.Н. Щуркова, О.А. Карабанова, Т.А. Куликова и др.).

                В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий педагог оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность семейного института воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.

                Отечественный педагог А.С. Макаренко считал, что главным условием воспитания выступает наличие семьи, где отец и мать живут дружно между собой, где царствует любовь и взаимное уважение. Он считал, что родители должны всесторонне воспитывать своих детей осознавая свою ответственность перед обществом.

                Так в чем же приоритет семейного института воспитания?

                Структурной единицей общества является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ее важность как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значимой части своей жизни, и достаточно длительно семья воздействует на личность, поэтому ни один из институтов не может сравняться с семьей. Родительский дом создает основу личности ребенка и к поступлению в школу он более, чем наполовину сформировался как личность.

                В совокупности объективных и субъективных факторов, семья может выступать как с положительной, так и с отрицательной стороны воспитания.

                Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье – матери, отца не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Поэтому в качестве первого и важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа и др.). Причина заключается в глубоком эмоциональном, интимном характере семейного воспитания. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответственные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести вред в воспитании детей, сколько может сделать семья. А.С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слезы для семьи,  и для страны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа беспризорных детей, детей, не желающих учиться, с противоправным поведением) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих «плохо воспитанных» граждан, их перевоспитания, лечения.

                Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, отметим, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмосом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородна, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа – врач, бабушка – педагог, дедушка – биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев).

                Семья – особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

                Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком, тех связей, которые я помню с детства.

                В совокупности детско-родительские отношения составили ту основу, через которую я воспринимаю весь остальной мир.

                Родители в детстве давали мне пример для подражания и прививали гуманные нормы поведения не только в самой семье, но и в обществе. Родители показывая свою доброжелательность, уважение к другим людям, проявляя альтруизм и оптимизм в жизни, формируют такие же качества  у детей. Моя семья сформировала у меня такие нравственные качества, как уважение и помощь старшим, почитание традиций и особое отношение к матери и отцу. Родительский дом – это то место, где меня любят и ждут, где всегда уютно и тепло.

                Мы поддерживаем мысли ученых (Ю.П. Азарова, А.Г. Харчева и др.) и думаем, что для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на воспитание ребенка родителям необходимо:

    - принимать  активное участие в жизни детей– всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком, интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие  в его жизни сложности и помогать развивать их способности и волю;

            не оказывать на ребенка никакого нажима, тем самым помогая самостоятельно принимать решения;

            иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

            уважать право ребенка на собственное мнение;

            найти общее решение, убедить друг друга, если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены.

    Таким образом, мир каждой семьи неповторим и индивидуален. Но все хорошие семьи

    похожи бесценным ощущением защищенности, психологической безопасности и нравственной неуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.

     

    Список литературы

    1.      Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2. /Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ. Сфера, 2005. – 144 с.

    2.      Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

    3.      Родительские собрания. /Сост. А.В. Ефимова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.

     

    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 1292 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]