Вторник, 24.12.2024, 23:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка» (ГОУ СПО Кумертауский педагогический колледж)

    Автор: Насретдинова Алия Камиловна,

    студентки 5 курса отделение «Дошкольное образование»

    Руководитель: Мишустина Лариса Евгеньевна,

    преподаватель психологии,

    ГОУ СПО Кумертауский педагогический колледж

     

         В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость. Влияние неадекватного типа воспитания (гипоопеки, гиперопеки, противоречивого воспитания, воспитания по типу повышенной моральной ответственности и пр.) на развитие личности ребенка и возникновение отклонений в общении и деятельности подвергнуты специальному анализу в работах Е.И.Исаева, А.И.Захарова.

         Целью данного исследования является изучение зависимости личности ребенка и его самооценки от особенностей общения и воспитания в семье.

         Задачи  исследования:

    1. Провести теоретический анализ современной литературы по проблеме семейного воспитания.
    2. Рассмотреть различные подходы к проблеме влияния семейных отношений на формирование личности и самооценки детей.
    3. Разработать рекомендации по улучшению взаимоотношений родителей и детей и формировании адекватной самооценки у ребенка.

    Анализ работ выявил наличие различных типов семейных отношений. Так, например, в работе А.Я.Варги были описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. В исследовании Е.Т.Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество. Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право на « автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникающей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение. Данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности. Псевдосотрудничество характеризуется доминированием взрослого, формальным взаимодействием, лестью. При изоляции происходит игнорирование друг друга. Последние два типа семейных отношений не способствуют развитию личности ребенка.

         Исследователь В.И.Гарбузова выделяет три патогенных типа воспитания: непринятие (эмоциональное отвержение), гиперсоциализирующее воспитание и эгоцентрическое воспитание. Сущность такого типа, как непринятие, заключается в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. Гиперсоциализирующее воспитание возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка. В результате могут возникнуть страхи, навязчивые идеи. Эгоцентрическое воспитание наблюдается в семьях, где ребенок находится в положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодавлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

         В «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребенок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая» модель подразумевает помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие, личности другого человека. Становясь воспитателем, родитель должен начать с себя. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

           Основные идеи воспитания, по мнению Д.Нельсона, Л.Лота, состоят в следующем:

    -контроль родителями собственного поведения (в том числе принятие обязанностей, ответственности, режима, установления порядка);

    -         признание права на собственную жизнь – и для родителей . и для ребенка;

    -         поддержание чувства достоинства и уважения к себе и ребенку;

    -         перспективная цель воспитания – формирование здоровой самооценки и жизненных навыков детей, чтобы они были полноправными членами общества и счастливыми людьми.

    Исследование связи между особенностями общения ребенка в семье и степенью адекватности устойчивости его самооценки показало, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а для детей из семей с регламентированным (жестким) типом , взаимоотношения проявляются в виде холодности, враждебности и неустойчивой и неадекватной самооценки.

    Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки:

    -         целенаправленно создавать ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя;

    -         в разговоре с ребенком делать акцент на его сильных сторонах, а не на прошлых ошибках;

    -         вербально и невербально давать ребенку понять, что вы цените все его усилия;

    -         позволить ребенку быть самостоятельным;

    -         при необходимости критически и с юмором оценивать и свои способности, не бояться говорить об этом ребенку.

     

    Список литературы

    1.      Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.,1996.

    2.      Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н.Посысоева. – М.: Владос пресс, 2004.

    3.      Фромм А. Азбука для родителей. – Л.: Лениздат, 1991.

    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 4251 | Рейтинг: 4.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]