Вторник, 30.04.2024, 07:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Педагогические основы взаимодействия школы и семьи» (ГОУ СПО Уфимский педагогический колледж №2)

    Автор: Карасова Регина Минигалиевна,

    студентка 4 курса отделения «ХГО»

    Руководитель: Чернышова Ирина Владимировна,

    преподаватель педагогики ХГО,

    ГОУ СПО Уфимский педагогический колледж №2

     

    Проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении.

    Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д.

    К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания.

    На рубеже IX и XX веков впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями.

    Н.К.Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. A.C. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности воздействий. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника.

    Гармонии педагогических воздействий уделял много внимания В.А. Сухомлинский, называя ее коренной, основополагающей закономерностью воспитания. Рассматривая все окружение ребенка, как воспитывающую среду, В.А. Сухомлинский отмечал важность единства требований и нравственных приоритетов. Все действия воспитателей, влияющих на ребенка, взаимозависимы, взаимообусловлены.

    В 80-90-х годах XX века проблемы организации взаимодействия школы и семьи находят свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов: Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, М.М. Поташник и др.

    Семейное, школьное и социальное воспитание ребенка осуществляется в темном единстве. Педагоги и родители воспитывают одних и тех же детей,  имеют общие  цели и задачи воспитания. Сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.

    Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка со как школы, так и семьи.

    Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы.

    Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:

    - противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;

    - противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;

    - противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;

    - противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике;

    - противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.

    Скоординировать усилия школы и семьи – значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую  среду.

    Взаимодействие семьи и школы основывается на общей цели: сформировать сотруднические отношений между всеми участниками педагогического процесса.

    Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной  ориентации детей, воспитание нравственности  и культуры поведения,  формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Решению  общей задачи способствует комплексный подход в решении частных педагогических  задач: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, формирование психолого-педагогической культуры; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества с семьей, своей роли  в формировании гуманных отношений между родителями и детьми, освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

    Руководящими положениями  в реализации цели и педагогических задач сотрудничества педагогов и родителей является принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесс, а также принцип управления взаимодействием семьи и школы.

    Способами организации совместной деятельности и общения выступают сочетающиеся между собой коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

    Наиболее распространенная коллективная форма взаимодействия педагогов и родителей - родительское собрание, творческий подход педагога к организации и проведению которого  позволяет сочетать в его рамках  привлекательные для родителей варианты взаимодействия: родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по вопросам воспитания, встречу с администрацией, учителями класса.

    Интересными и эффективными для всех участников воспитательного процесса становятся совместные дела, мероприятия. Как будущий учитель изобразительного искусства и черчения, я рекомендую  совместное с родителями и детьми посещение музеев, выставок, организацию экскурсий, выставки работ родителей и детей, конкурсы поделок.

    Большие воспитательные возможности заложены в индивидуальных формах: беседа, задушевный разговор, консультация, совместный поиск решения проблемы. Поиск индивидуального стиля общения с каждым родителем выступает обязательным условием их эффективности.

    Многолетние пребывание ребенка в школе дает возможность  установить контакт с семьей, изучить ее воспитательный потенциал, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

     

    Список литературы

    1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория  и методика воспитания. М., 2004.
    2. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.    
    3. Интернет-ресурсы: http://dissland.com/view.php?id
    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (09.12.2008)
    Просмотров: 10171 | Рейтинг: 3.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]