Воскресенье, 28.04.2024, 02:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Формирование нравственных ценностей в семье» (ГОУ СПО Белорецкий педагогический колледж)

    Автор: Хайруллина Эльвира Исмагиловна,

    студент 5 курса  «Социальная педагогика»,

    Руководитель: Родионова Наталья Викторовна,

    ГОУ СПО Белорецкий педагогический колледж

     

    «Семья – первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

    В.А. Сухомлинский

     

                Ребенок не рождается на свет нравственным и безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Идеалами воспитания является гармоничное развитие детей, которое осуществляется главным образом в семье. Первые годы жизни проходят под воздействием близких людей, родственников, семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них нормам поведения. Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная педагогика и психология считают ценностные ориентации.

                Высшая общечеловеческая ценность – личность человека, его неповторимая, индивидуальность. Система нравственных ценностей должна ориентироваться на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, совесть, истину, на семью, труд. Вопросами формирования нравственных ценностей в семье занимались многие педагоги и психологи. И.Ф. Гербарт считал, что нужно обуздать дикую резвость ребенка. К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов утверждали, что дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость. Английский философ ХVII века Джон Локк полагал, что первейшая цель воспитания ребенка в семье – добродетель, воспитание нравственного человека. К.Д. Ушинский подчеркивал, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задачи воспитания в семье – научить ребенка любить красоту нравственных поступков.

                Современная точка зрения на формирование нравственных ценностей разработана Широких О., Космачевой Н.К. Данный подход предлагает формирование ценностей через ценностные знания, становление ценностного сознания и ценностного отношения, и на их основе построения ценностной позиции и ценностной установки.

    Семья является могучим воспитательным средством. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.

    Маленький ребенок еще не имеет нравственных представлений, поэтому родители и внушают ему нравственные ценности такие, как уважение к старшим, умение дружить.

    Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, по отношению к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование проходит на бессознательном уровне, близком к тому процессу, который называется импритингом («запечатление»). Такой подход не требует от родителей специальной работы с детьми, но делает значимым их родителей и их поведение. Родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы, игр.

    В сущности все воспитание заключается в передаче детям наших нравственных ценностей. Мы предлагаем несколько форм и методов воспитания чувства гордости за свою семью, род, чувства уважения к истории и культурному наследию своего города, республики, страны как нравственные ценности семьи.

     

    I блок. Воспитание чувства гордости за свою семью.

    1.      Изучение и составление своей родословной, генеалогического древа.

    2.      Приобщение к семейным традициям в процессе проведения совместных праздников, просмотра и обсуждения телепередач, чтения книг и бесед по ним, совместных экскурсий, туристических походов и т.д.

    3.      Проведение подвижных, спортивных, интеллектуальных игр; тренингов: «Комплимент», «Пойми меня», «Исторический телефон» и др.

    4.      Участие семьи в различных соревнованиях на уровне учебного заведения, города, республики, страны.

    II блок. Приобщение детей к культуре родного края и страны.

    1.      Изучение истории, культуры и природы родного города посредством проведения экскурсий по знаменательным и историческим местам города, посещение музеев, выставок; бесед на темы «Известные люди нашего города», «Природные памятники красоты нашего края»; участие в экологических субботниках и др.

    2.      Знакомство с республикой Башкортостан, с Россией в процессе непосредственного общения, разговора, бесед по прочитанному, увиденному, прочувствованному родителей с детьми с целью формирования позитивного отношения к окружающему миру.

    Данные формы взаимодействия родителей и детей способствуют формированию таких

    нравственных ценностей как чувство гордости за свой род, семью, чувства гражданственности, патриотизма, толерантности и др.

                Таким образом, нравственные ценности могут быть переданы детям только в том случае, если те, кто их пытается передавать, смогут ставить перед собой не только вопрос «Что передавать?», но и «Как это делать?!»

                Для успешного и эффективного освоения нравственных ценностей важно отношение родителей к ребенку. Мы рекомендуем, что оно должно строится на таких качествах, как:

    1)      дружба:

    -         смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность;

    -         ребенок умеет чувствовать так же, как взрослый;

    -         относись к ребенку вежливо и ласково;

    -         уважай его взгляды и планы.

    2)      честность:

    -         все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово;

    -         держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом даже и тогда, когда чувствуешь, что вопрос деликатный;

    -         докажи ему на деле, что он получает всегда правдивый ответ.

    3)      справедливость:

    -         учи его во всем достигать наилучших результатов;

    -         похвали его за достигнутые результаты;

    -         похвали его за старание даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны;

    -         держи себя так, чтобы ребенок не боялся прийти к тебе и сознаться в тех поступках, за которые он должен был бы получить выговор или быть наказанным. Пусть он верит в твою справедливость и умение по достоинству оценить старание;

    -         определяющие основу общечеловеческих ценностей, на которые должна ориентироваться каждая семья.

     

    Список литературы

    1.      Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. – М.: Издательский центр «Академия», - 1999. – 160 с.

    2.      Мамедова И.П. Воспитание ребенка в семье. – М., 1987. – 285 с.

    3.      Нечаева В.Г. Опыт нравственного воспитания в детском саду. 1964 г.

    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 4132 | Рейтинг: 3.4/5 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]