«Современные взгляды родителей на воспитание детей» (ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж)
Автор: Мурадимова Найля
Салимьяновна,
Руководитель: Батанина Елена
Владимировна,
ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж
Когда в сердце праведность,
Характер исполняется красоты;
Когда характер исполнен красоты,
Будет согласие в доме;
Когда согласие царит в доме;
В народе будет порядок;
А когда в народе будет порядок,
Во всем мире настанет покой.
Отрывок из «Великого учения»
Cсамого рождения родители получают право
во всем управлять нашей жизнью. Мы имеем все необходимое, счастливы и весело
проводим время, по крайней мере, первые годы. Это выглядит как неплохое начало
бесконечной и счастливой истории.
Обращаясь к истории, мы видим, что
семья служила источником нравственных и этических принципов; в семье передавались
основы религиозной веры, пути постижения мира, обычаи и традиции – все то, что
составляет жизнь человека.
Какие взгляды у родителей сегодня
на воспитание мы решили узнать на практике.
Студентами 3Б
группы ГОУ СПО «Сибайский педагогический колледж», на базе школы №1 г. Сибай
было проведено анкетирование родителей и детей 3-4 классов.
Нам было
интересно узнать, какую роль родители отводят семье в воспитании ребенка, на
каких принципах основано их воспитание, каким опытом они могли бы поделиться.
На вопрос, что
в большей степени оказывает влияние на воспитание детей сегодня, большинство родителей отвечали:
- семья (50%);
- школа
(41,7%);
- СМИ, друзья
(16,7 %);
- абсолютно
все (2%);
- ничего на
него не влияет (2%).
Следует отметить, что основными принципами воспитания в семье родители называют:
-
уважениестарших и взаимодоверие
(18,5%);
- любовь,
равноправие и дружба в семье (12,5 %);
- взаимопонимание
и взаимоудовлетворение (10,4 %).
Очень важно для нас было узнать, что
16.8% родителей к числу основных принципов относят принципы: «кнута и пряника»,
«доверяй, но проверяй», «сам натворил, сам разбирайся», строгость и наказание.
Это говорит об отсутствии компетенции в сфересемейного воспитания.
Заслуживают вниманияответы родителей на вопрос: «Чем в первую
очередь родитель долженобеспечить
своего ребенка?». Большинствосемей
(33,3 %) отметили любовь родителей; 20,8 % испытуемых назвали внимание,
родительскую заботу; есть те, которые стремятся обеспечитьсвоих детей материальными благами (16,7%);
10,4% родителей дают детям то, что могут; некоторые (8,3%)главную роль отводятпитанию, одежде, образованию; 4, 25 % семей в
первую очередь обеспечивают чувством комфорта и защитой. Несколько семей
(6,25%) затруднились ответить на данный вопрос.
Интересные
результаты показал анализ ответов родителей и их детей на один и тот же вопрос.
Так, например, на вопрос: «Сколько времени в день вы проводите вместе с детьми?», мы получили
следующие ответы:
- 54,1 % родителей-3-4
часа в день;
- 22,9 % родителей-5
часов и более;
- 16,6 % семей-1-2 часа;
- 2,1 %родителей-когда как;
- 2,1 %родителей- нет времени.
К сожалению, ответы детей не дают
положительного сравнения:
- 87,6 % детейответили- 30 минут;
- 12,5 % школьников указали 1-2 часа.
На вопрос, где чаще всего
родители проводят свободное время с детьми, ответы совпали только в двух
случаях -25% детей отметили посещение бабушек и родственников, более 6% учащихся
проводят с родителями на природе.
Это говорит о
том, что родитель не может объективно оценивать свое участие в жизни детей.
Очень
обрадовал тот факт, что мнения детей и родителей одинаковы в вопросе, что для
ребенка самое главное - семья: мама,
папа и он сам.
Таким образом,
подводя итоги можно сказать, что сегодня практически утрачено традиционное
понимание семейного воспитания как жертвенной родительской любви, труда и
усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.
Прервалась
преемственность педагогической традиции в семье. Анализируя принципы воспитания
родителей, мы наблюдаем педагогическую неграмотность родителей в вопросах
воспитания. Свободное время не обеспечивает в полной мере формирование
культурных потребностей у ребенка, ценностей семейного образа жизни.
Помимо этого
есть родители, которые, имея по два-три ребенка, старше 18-ти лет не могут
поделиться опытом воспитания. То есть, в их понимании не сложилась система
педагогических взглядов. Есть те, которые воспитание возлагают на школу.
В этой связи необходимо отметить, что школа и семья – это два социальных института
от согласованных действий, которых зависит эффективность процессов воспитания
ребенка. Выход из ситуации мы видим в том, чтобы содействовать укреплению
семьи, повышать ее традиционные ценности, престиж отцовства и материнства.
В связи с этим
итогом нашей работы стала организация мероприятий для родителей и детей: «Папа,
мама, я – дружная семья!». Не смотря на отсутствие опыта работы с родителями, мы
сумели убедить их в необходимости таких мероприятий. Результатом нашей встречи
стали довольные дети и родители.
В современных
условиях, немаловажная рольдолжна
отводиться миссия школы состоит не тольков систематизированной передаче знаний, умений и навыков, скольков целостном формировании личностипутем тесного сотрудничествас семьями.
Список литературы
Мой мир и я: Путь любви. Пособие для учащихся /
Подредакцией Б.П.Битинаса. – М.,
1994.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.
– М.,1996.
Основные направления проектирования воспитательной
работы в РБ ( Учебно – методическое пособие по материалам республиканского
конкурса тематических воспитательных программ)./Под ред. Ижбулатовой Э.А.,
Елягиной Л.Н. Уфа: Изд – во БИРО,2008.
Педагогика. Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М,2000.