«Сказки Пушкина как средство формирования семейных ценностей у учащихся на уроках литературы» (ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж)
Автор: Гайсина
Назгуль Рафиковна,
Руководитель: Акшенцева
Людмила Михайловна,
ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж
Методическая литература обычно раскрывает традиционный опыт работы со
сказками, но не всегда настраивает учителя на кропотливую работу с текстом. Мы
предлагаем по- новому осмыслить работу учителя с пушкинским текстом. Изменились
времена, изменились города и деревни, изменились люди, живущие в них.
Изменилосьи отношение людей к семье. И
сегодня мы хотим проанализировать, каким был идеал семьи в старину на примере
сказок А.С. Пушкина, который был не только гениальным поэтом, нои семьянином.
Итак, Пушкин
женился. Какой идеал семейной жизни рисовался Пушкину?
Так в III главе «Евгения Онегина»
Онегин иронически характеризует Ленскому семейство Лариных словами «простая
русская семья». Сейчас Пушкин сходными словами мог бы охарактеризовать свой
идеал семейной жизни.
Семья,
семейное счастье привлекает в эти годы Пушкина и остается его идеалом до конца.
В письме к жене от 8 июня 1834 года он отметил: «Зависимость жизни
семейственной делает человека более нравственным». Волшебная сказка представила
семью как жизненную норму личной судьбы человека, поэтому она и была так
привлекательна для Пушкина.Ее герой
достигает не только полной свободы, выразившейся в идеальном представлении о
царствовании, но и счастливого супружества. Испытания героя всегда завершаютсясвадебным пиром, он становится счастливым
супругом прекрасной, сказочной невесты.
Сказки Пушкина -это одно из ярких проявлений таланта поэта. В
своих сказках Пушкин большое внимание уделял семейной жизни героев, создав
своеобразный кодекс семейной жизни.
Особенно он
отражается в «Сказке о царе Салтане», и это не удивительно, так как эта сказка
была написана почти сразу же после женитьбы, как своеобразное величание
невесты-красавицы, выражение переполнявших поэта чувств.
Как будто не
задумываясь, женился царь Салтан на простой девушке, так как та обещала
осуществить, видимо, давнишнюю его мечту о сыне-богатыре. И он не зря поверил
ее словам: не обманула.
Царевна
Лебедь, прежде чем удовлетворить последнее и самое важное желание Гвидона:
«Грусть –
тоска меня съедает:/ Людиженятся,
гляжу,/ Не женат, лишь я хожу.» - изложила перед ним кодекс народной семейной
жизни, требования к жениху:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужутебе советом.
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом.
Князь дает клятву:
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою
страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять
земель.
И как положено, по народным традициям, князь ведет невесту к матери и
просит благословения «жить в совете и любви». В старину отношение к браку было
намного серьезней, чем сейчас, так как люди понимали, что жизнь до гробовой
доски – это не просто слова, а реальность, так как церковь запрещала развод.
Если в «Сказке о царе Салтане» самым заметным явилось введение образа
Лебеди, идеализируя личное отношении к жене, поэтсделал этот образ художественным центром
сказки, то философский смысл «Сказки о мертвой царевне» восходит к народной
идее о том, что красота души – это и есть красота человека».В ней он подчеркнул свое новое понимание
предназначения женщины, к которому пришел за годы семейной жизни. «Не
красавицей домдержится, а умницей».
Поэт гордился тем, что Наталья Николаевна вызывала восхищение («…слава
твоя распространилась по всем уездам. Довольна ли ты?»).Но он ценил в ней не блистательную светскую
красавицу, а чуткую, понимающую его женщину, в которой прекрасна не одна только
внешность: «… женка моя прелесть не по одной наружности», - писал он вскоре
после венчания. А спустя два в одном из писем к жене: « Гляделась ли ты в
зеркало, и уверилась ли ты, что ствоим
лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего
лица» - и вслед за тем создал «Сказку о мертвой царевне…», в котороймолодая царевна являлась носительницей
культурных традиций народа, представительницей его нравственного мира.
В пушкинских сказках заключено 5 браков и все они являются примерами
целомудрия и любви. В каждом браке издревле главою семьи считался муж, а жена
подчинялась ему. Однако, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» домом верховодит
жена, держа мужа на побегушках. И с каждом разом, все более приобретая власть и
богатство, старуха становится все злее, сварливее и жаднее.
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина,
корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к
рыбке,
Поклонись ей, выпроси уж
избу.
Но почему наказан старик? А наказан за то, что он должен в семье
главою, и он отвечает за старуху, как за свою жену. О том, что такие отношения,
когда муж подчиняется жене, противоестественны в семье понимают даже дети. Из
книги К.И. Чуковского «От двух до пяти: «Девочке четырех лет прочли «Сказку о
рыбаке и рыбке» - Вот глупый старик, - возмущалась она, - просил бы у рыбки не
новый дом, не новое корыто. Просил бы сразу новую старуху!».
В сказке Пушкина отражены не только отношения в браке между супругами,
но отношения детей к родителям, а также отношения младших к старшим. Дети
относятся к родителям с большим уважением и почтением,Например, отношение князя Гвидона к матери:
Государыня – царица!
Выбрал я жену себе
Дочь послушную тебе
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья.
Итак, волшебные сказки Пушкинапоэтизировали тему семейного счастья, послужили предупреждением для тех,
кто забывал старые традиции семейной жизни. В сказках А.С. Пушкин создал
своеобразный кодекс семейной жизни, то естьна примере своих героев показал правила поведения членов семьи: супругов
между собою, родителей и детей, и отношений между ними. Поэтому изучение сказок
А.С. Пушкина будет способствовать формированиюсемейных ценностей у учащихся.
Список литературы
Русская детская литература/под ред. Сетина. – М.,
1990.
Зуева Т. В. Сказки А.С. Пушкина: Кн.для учителя.-
М., Просвещение, 1989.
Пушкин А.С. Сказки. М., «Детская литература», 1986.