Воскресенье, 28.04.2024, 11:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Сказки Пушкина как средство формирования семейных ценностей у учащихся на уроках литературы» (ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж)

    Автор: Гайсина Назгуль Рафиковна,

    Руководитель: Акшенцева Людмила Михайловна,

    ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж

     

    Методическая литература обычно раскрывает традиционный опыт работы со сказками, но не всегда настраивает учителя на кропотливую работу с текстом. Мы предлагаем по- новому осмыслить работу учителя с пушкинским текстом. Изменились времена, изменились города и деревни, изменились люди, живущие в них. Изменилось  и отношение людей к семье. И сегодня мы хотим проанализировать, каким был идеал семьи в старину на примере сказок А.С. Пушкина, который был не только гениальным поэтом, но  и семьянином.

    Итак, Пушкин женился. Какой идеал семейной жизни рисовался Пушкину?

    Так в III главе «Евгения Онегина» Онегин иронически характеризует Ленскому семейство Лариных словами «простая русская семья». Сейчас Пушкин сходными словами мог бы охарактеризовать свой идеал семейной жизни.

    Семья, семейное счастье привлекает в эти годы Пушкина и остается его идеалом до конца. В письме к жене от 8 июня 1834 года он отметил: «Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным». Волшебная сказка представила семью как жизненную норму личной судьбы человека, поэтому она и была так привлекательна для Пушкина.  Ее герой достигает не только полной свободы, выразившейся в идеальном представлении о царствовании, но и счастливого супружества. Испытания героя всегда завершаются  свадебным пиром, он становится счастливым супругом прекрасной, сказочной невесты.

     Сказки Пушкина -  это одно из ярких проявлений таланта поэта. В своих сказках Пушкин большое внимание уделял семейной жизни героев, создав своеобразный кодекс семейной жизни.

    Особенно он отражается в «Сказке о царе Салтане», и это не удивительно, так как эта сказка была написана почти сразу же после женитьбы, как своеобразное величание невесты-красавицы, выражение переполнявших поэта чувств.

    Как будто не задумываясь, женился царь Салтан на простой девушке, так как та обещала осуществить, видимо, давнишнюю его мечту о сыне-богатыре. И он не зря поверил ее словам: не обманула.

    Царевна Лебедь, прежде чем удовлетворить последнее и самое важное желание Гвидона:

    «Грусть – тоска меня съедает:/ Люди  женятся, гляжу,/ Не женат, лишь я хожу.» - изложила перед ним кодекс народной семейной жизни, требования к жениху:

                Но жена не рукавица:

                С белой ручки не стряхнешь,

                 Да за пояс не заткнешь.

                Услужу  тебе советом.

                Слушай: обо всем об этом

                Пораздумай ты путем,

                Не раскаяться б потом.

    Князь дает клятву:

              Что об этом обо всем

               Передумал он путем;

               Что готов душою страстной

               За царевною прекрасной

               Он пешком идти отсель

               Хоть за тридевять земель.

    И как положено, по народным традициям, князь ведет невесту к матери и просит благословения «жить в совете и любви». В старину отношение к браку было намного серьезней, чем сейчас, так как люди понимали, что жизнь до гробовой доски – это не просто слова, а реальность, так как церковь запрещала развод.

    Если в «Сказке о царе Салтане» самым заметным явилось введение образа Лебеди, идеализируя личное отношении к жене, поэт  сделал этот образ художественным центром сказки, то философский смысл «Сказки о мертвой царевне» восходит к народной идее о том, что красота души – это и есть красота человека».  В ней он подчеркнул свое новое понимание предназначения женщины, к которому пришел за годы семейной жизни. «Не красавицей дом  держится, а умницей».

    Поэт гордился тем, что Наталья Николаевна вызывала восхищение («…слава твоя распространилась по всем уездам. Довольна ли ты?»).  Но он ценил в ней не блистательную светскую красавицу, а чуткую, понимающую его женщину, в которой прекрасна не одна только внешность: «… женка моя прелесть не по одной наружности», - писал он вскоре после венчания. А спустя два в одном из писем к жене: « Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с  твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица» - и вслед за тем создал «Сказку о мертвой царевне…», в которой  молодая царевна являлась носительницей культурных традиций народа, представительницей его нравственного мира.

    В пушкинских сказках заключено 5 браков и все они являются примерами целомудрия и любви. В каждом браке издревле главою семьи считался муж, а жена подчинялась ему. Однако, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» домом верховодит жена, держа мужа на побегушках. И с каждом разом, все более приобретая власть и богатство, старуха становится все злее, сварливее и жаднее.

           Дурачина ты, простофиля!

           Выпросил, дурачина, корыто!

           В корыте много ли корысти?

           Воротись, дурачина, ты к рыбке,

           Поклонись ей, выпроси уж избу.

    Но почему наказан старик? А наказан за то, что он должен в семье главою, и он отвечает за старуху, как за свою жену. О том, что такие отношения, когда муж подчиняется жене, противоестественны в семье понимают даже дети. Из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти: «Девочке четырех лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке» - Вот глупый старик, - возмущалась она, - просил бы у рыбки не новый дом, не новое корыто. Просил бы сразу новую старуху!».

    В сказке Пушкина отражены не только отношения в браке между супругами, но отношения детей к родителям, а также отношения младших к старшим. Дети относятся к родителям с большим уважением и почтением,  Например, отношение князя Гвидона к матери:

           Государыня – царица!

           Выбрал я жену себе

           Дочь послушную тебе

           Просим оба разрешенья,

           Твоего благословенья.

    Итак, волшебные сказки Пушкина  поэтизировали тему семейного счастья, послужили предупреждением для тех, кто забывал старые традиции семейной жизни. В сказках А.С. Пушкин создал своеобразный кодекс семейной жизни, то есть  на примере своих героев показал правила поведения членов семьи: супругов между собою, родителей и детей, и отношений между ними. Поэтому изучение сказок А.С. Пушкина будет способствовать формированию   семейных ценностей у учащихся.

     

    Список литературы

    1. Русская детская литература/под ред. Сетина. – М., 1990.
    2. Зуева Т. В. Сказки А.С. Пушкина: Кн.для учителя.- М., Просвещение, 1989.
    3. Пушкин А.С. Сказки. М., «Детская литература», 1986.
    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 7133 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]