Среда, 25.12.2024, 10:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Роль семьи и общества в формировании подрастающего поколения» (ГОУ СПО Стерлитамакский техникум физической культуры)

    Автор: Граф Альбина Андреевна,

    студентка 2 курса

    Руководитель: Портнова Зайтуна Исмагиловна,

    преподаватель педагогики,

    ГОУ СПО Стерлитамакский техникум физической культуры

     

                Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей, родителей. Брак двух людей ещё не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи. В семье могут формироваться все личностные качества. Это важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семейное воспитание, как сложная система, обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, особенно в младенчестве и в раннем детстве. Оно влияет на формирование психологического пола ребёнка, т.е. набора личностных характеристик, особенностей эмоциональных реакций. Различных установок, вкусов, поведенческих образцов и др. Велика роль семьи в умственном развитии ребёнка, также семья формирует отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность, образовательный уровень семьи сказывается на интеллектуальном развитии человека, на стремлении к продолжению образования и самообразования. Овладение социальными нормами, фундаментальными ценностными ориентациями в семье определяет стиль жизни формирующейся личности, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

                Принимаемая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, можно выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции в развитии современной семьи.

                Вышеназванные особенности современной семьи указывают на то, что сегодня для российского общества проблема семьи и семейного воспитания особо актуальна. Требуется комплексный подход к проблематике семьи. Семья формирует новое поколение и его духовный облик, за подрастающим поколением будущее страны, от него зависит решение многих проблем социально-экономического развития современной России. Пути совершенствования системы семейного воспитания и образования зависят от многих факторов: принятия государством правовых норм, помогающих строить здоровую семью, а следовательно, и здоровое общество, хорошо организованного взаимодействия семьи и школы, пропаганды семейных ценностей среди молодёжи и обеспечение преемственности поколений, вклада науки в эту область. Первые шаги сделаны: Указом Президента России 2008 год был объявлен Годом семьи, Правительством разработан План основных мероприятий, нацеленных на выдвижение семейных проблем в центр государственной и общественной жизни, развёртывание соответствующей долгосрочной государственной политики – комплексной системой, эффективной.

                Специфика социального уклада в городских и сельских семьях сказывается на особенностях развития. К примеру, отношения в сельской местности складывается таким образом, что каждый ребёнок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С одной стороны, это явление положительное, с другой же – такой социальный контроль может носить мещанский, домостроевский характер, и тогда он из потенциально положительного превращается в потенциально угнетающий личность. В городе, тем более большом, такой контроль практически отсутствует. Нередки случаи, когда взрослые не знают детей, проживающих не только в их доме, но и в одном с ними подъезде.

                Существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Но современные родители – это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются разные системы воспитания детей – дедушек и бабушек и молодых родителей.

                Происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка серьёзно влияет на различия в семейном воспитании детей, на характер взаимоотношений между родителями и детьми из семей с разным материальным обеспечением. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25 до 50 % семейного дохода. В семье с большим материальным доходом не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение – это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам. Не случайно из числа пресыщенных с детства вырастают скептики, тунеядцы, искатели «острых» ощущений.

                Идёт процесс «разукрупнения» семьи – выделение молодой брачной семьи, так называемой семьи без дедушек и бабушек. Объективно процесс «разукрупнения» семьи является благоприятным. Это обеспечивает её укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. Не отвергая мудрости, жизненного опыта старших, своих родителей, молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства, индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды. В отдельной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовую неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей – предмет заботы общества.

                Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей являются также особенностями развития семьи. Типичной для города и для села является семья, воспитывающая одного - двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребёнка; большая перегрузка женщины – матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; эгоистическое стремление родителей «пожить для себя» и др.

                Современная семья характеризуется заметным увеличением числа разводов. До 90 % разводов падает на супружеские пары первого года жизни вследствие их неподготовленности к неустроенности быта.

     

     

    Список литературы

    1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная  педагогика: учебное пособие. – М.: «Академия», 1999. – 440с.
    2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 304с.
    3. Каптеров П.Ф. о семейном воспитании: учебное пособие/Сост. и автор коммент. Андреева И.Н. – М.: «Академия», 2000. – 168с.
    4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/ Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. – М.: «Академия», 1999. – 512с.
    5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Кн.2. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 256с.
    6. Спицын Н.П. «Работа классного руководителя с трудными семьями», научно-методический журнал «Классный руководитель», № 2, 2000
    7. Филиппова Г. «Ребёнок для родителей и родители для ребёнка», журнал «Семья и школа», № 7-8, 2001.
    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 2695 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]