«Роль семьи и общества в формировании подрастающего поколения» (ГОУ СПО Стерлитамакский техникум физической культуры)
Автор: Граф Альбина Андреевна,
студентка 2 курса
Руководитель: Портнова Зайтуна Исмагиловна,
преподаватель
педагогики,
ГОУ СПО Стерлитамакский
техникум физической культуры
Начальной
структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.
Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей,
родителей. Брак двух людей ещё не семья, она появляется с рождением детей. В
воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены
основные функции семьи. В семье могут формироваться все личностные качества.
Это важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семейное
воспитание, как сложная система, обеспечивает физическое и эмоциональное
развитие человека, особенно в младенчестве и в раннем детстве. Оно влияет на
формирование психологического пола ребёнка, т.е. набора личностных
характеристик, особенностей эмоциональных реакций. Различных установок, вкусов,
поведенческих образцов и др. Велика роль семьи в умственном развитии ребёнка,
также семья формирует отношение детей к учёбе и во многом определяет её
успешность, образовательный уровень семьи сказывается на интеллектуальном
развитии человека, на стремлении к продолжению образования и самообразования.
Овладение социальными нормами, фундаментальными ценностными ориентациями в
семье определяет стиль жизни формирующейся личности, сферы и уровень
притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Принимаемая
во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, можно выделить
некоторые наиболее характерные особенности и тенденции в развитии современной
семьи.
Вышеназванные
особенности современной семьи указывают на то, что сегодня для российского
общества проблема семьи и семейного воспитания особо актуальна. Требуется
комплексный подход к проблематике семьи. Семья формирует новое поколение и его
духовный облик, за подрастающим поколением будущее страны, от него зависит решение
многих проблем социально-экономического развития современной России. Пути
совершенствования системы семейного воспитания и образования зависят от многих
факторов: принятия государством правовых норм, помогающих строить здоровую
семью, а следовательно, и здоровое общество, хорошо организованного
взаимодействия семьи и школы, пропаганды семейных ценностей среди молодёжи и
обеспечение преемственности поколений, вклада науки в эту область. Первые шаги
сделаны: Указом Президента России 2008 год был объявлен Годом семьи,
Правительством разработан План основных мероприятий, нацеленных на выдвижение
семейных проблем в центр государственной и общественной жизни, развёртывание
соответствующей долгосрочной государственной политики – комплексной системой,
эффективной.
Специфика
социального уклада в городских и сельских семьях сказывается на особенностях
развития. К примеру, отношения в сельской местности складывается таким образом,
что каждый ребёнок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С одной
стороны, это явление положительное, с другой же – такой социальный контроль
может носить мещанский, домостроевский характер, и тогда он из потенциально
положительного превращается в потенциально угнетающий личность. В городе, тем
более большом, такой контроль практически отсутствует. Нередки случаи, когда
взрослые не знают детей, проживающих не только в их доме, но и в одном с ними
подъезде.
Существует
прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их
дети в школе. Но современные родители – это активно работающие люди, и
воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование
которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются
разные системы воспитания детей – дедушек и бабушек и молодых родителей.
Происходящее
в обществе расслоение населения по степени материального достатка серьёзно
влияет на различия в семейном воспитании детей, на характер взаимоотношений
между родителями и детьми из семей с разным материальным обеспечением. Как
правило, на детей в семье затрачивается от 25 до 50 % семейного дохода. В семье
с большим материальным доходом не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка,
задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение – это такое отношение к жизни,
материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в
полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам. Не случайно из
числа пресыщенных с детства вырастают скептики, тунеядцы, искатели «острых»
ощущений.
Идёт
процесс «разукрупнения» семьи – выделение молодой брачной семьи, так называемой
семьи без дедушек и бабушек. Объективно процесс «разукрупнения» семьи является
благоприятным. Это обеспечивает её укрепление и развитие как самостоятельного
коллектива. Не отвергая мудрости, жизненного опыта старших, своих родителей,
молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства,
индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют дружбу,
солидарность, учат делить и радости и беды. В отдельной семье складывается
благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья
испытывает на первых порах и известные трудности: бытовую неустроенность,
осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих
трудностей – предмет заботы общества.
Уменьшение
численности семьи, сокращение рождаемости детей являются также особенностями
развития семьи. Типичной для города и для села является семья, воспитывающая
одного - двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны:
занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными
учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребёнка; большая перегрузка
женщины – матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи;
эгоистическое стремление родителей «пожить для себя» и др.
Современная
семья характеризуется заметным увеличением числа разводов. До 90 % разводов
падает на супружеские пары первого года жизни вследствие их неподготовленности
к неустроенности быта.