«Психолого-педагогическая работа классного руководителя с родителями» (ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж)
Автор: Сушкова Светлана Алексеевна,
Руководитель:Сушкова Гюзель Асхатовна,
ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж
Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь,
что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе транслирует ценности,
заложенные родителями. Если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то
ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, адаптироваться и
реализовать социальные потребности.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1) формирование мотивационно-ценностной сферы
(отношение к людям, к делу, к себе);
2) формирование
IQ сферы (способностей, приобретение знаний и т. д.);
3)формирование
эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи - это материальные и
бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений,
психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень
педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских
отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни
страны. Резкое расслоениеобщества на
богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и
другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном
благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате
из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием
близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях,
как правило, один ребенок.
Увеличивается число разводов, а воспитательная функция
передается бабушкам и дедушкам. Одним из способов компенсации внимания к
ребенку со стороны родителей являются подарки, которые отнюдь не укрепляют
семью.
В проведенном нами исследовании в школе-гимназии г.
Сибай эти негативные тенденции нашли свое подтверждение.
Так 83% детей являются единственными в семье. 25%
детей - из неполных семей. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу
здоровья, то есть являются совершенно здоровыми.
Отсюда следует несколько выводов:
1.Школа
обязана содействовать развитию семьи.
2.Планируемое
воздействие должно включать как традиционные, так и инновационные формы и
методы.
3.Цель работы
- гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья
учащихся, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной,
эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности старшеклассника -
это то, что предопределяет его развитие.
Работа, направленная на развитие личности
старшеклассника, становится действенной и эффективной только в том случае, если
в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. Поэтому одно из
направлений в работе специалистов школы - это работа с родителями школьников.
Она включает в себя вопросы диагностики, просвещения, профилактики, коррекции
детско-родительских отношений.
В соответствии с результатами диагностики нужно
строить план работы с родителями. Конечно же, ключевым звеном в системе
школа-семья является личность классного руководителя. Именно на нем лежит
большая мера ответственности за то, каким будет это взаимодействие. Безусловно,
данная работа должна осуществляться с привлечением специалиста - школьного
психолога.
Работу с родителями условно можно разделить на две
части:
1)со всеми
родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и
психологической культуры;
2)с частью
родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и
умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе
родитель-ребенок.
Классный руководитель при общении с семьями учащихся
должен соблюдать определенные правила, а именно:
-к родителям
каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
-общение с
родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
-изучение
семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
-изучение
семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и
коррекционную работу.
Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе
познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи,
духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может
использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение,
беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского
творчества, интерактивные игры.
Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать
собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит
этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в
«разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей.
Классному руководителю следует помнить - родительское собрание - это, в первую
очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов
практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться
один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у
него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.
Можно приводить много различных исследований, с
помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к
воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать
школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное правило,
продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению
обходиться без родителей».
Список литературы
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.,
Просвещение, 1992.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного
воспитания. М., Знание, 1981.
Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1997.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.,
1986.