Вторник, 30.04.2024, 10:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Психолого-педагогическая работа классного руководителя с родителями» (ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж)

    Автор: Сушкова Светлана Алексеевна,

    Руководитель:    Сушкова Гюзель Асхатовна,

    ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж

     

    Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе транслирует ценности, заложенные родителями. Если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, адаптироваться и реализовать социальные потребности.

    Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

    1) формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе);

    2)  формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний и т. д.);

    3)    формирование эмоционально-волевой сферы.

    Воспитательный потенциал семьи - это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

    Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Резкое расслоение  общества на богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребенок.

    Увеличивается число разводов, а воспитательная функция передается бабушкам и дедушкам. Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей являются подарки, которые отнюдь не укрепляют семью.

    В проведенном нами исследовании в школе-гимназии г. Сибай эти негативные тенденции нашли свое подтверждение.

    Так 83% детей являются единственными в семье. 25% детей - из неполных семей. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья, то есть являются совершенно здоровыми.

    Отсюда следует несколько выводов:

    1.    Школа обязана содействовать развитию семьи.

    2.    Планируемое воздействие должно включать как традиционные, так и инновационные формы и методы.

    3.    Цель работы - гуманизация семейных отношений, укрепление психологического здоровья учащихся, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности старшеклассника - это то, что предопределяет его развитие.

    Работа, направленная на развитие личности старшеклассника, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. Поэтому одно из направлений в работе специалистов школы - это работа с родителями школьников. Она включает в себя вопросы диагностики, просвещения, профилактики, коррекции детско-родительских отношений.

    В соответствии с результатами диагностики нужно строить план работы с родителями. Конечно же, ключевым звеном в системе школа-семья является личность классного руководителя. Именно на нем лежит большая мера ответственности за то, каким будет это взаимодействие. Безусловно, данная работа должна осуществляться с привлечением специалиста - школьного психолога.

    Работу с родителями условно можно разделить на две части:

    1)    со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

    2)    с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок.

    Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

    -    к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;

    -    общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

    -    изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

    -    изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

    Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

    Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

    Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

    Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».

     

    Список литературы

    1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., Просвещение, 1992.
    2. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., Знание, 1981.
    3. Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1997.
    4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 4818 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]