Суббота, 27.04.2024, 10:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Место и роль семьи в воспитательном процессе» (ГОУ СПО Кушнаренковский педагогический колледж)

    Автор: Яхина Ильнара,
    студентка 5 курса,

    Руководитель: Хизбуллина Лариса Раисовна,
    ГОУ СПО Кушнаренковский педагогический колледж

     

    В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, с первых лет своей жизни усваивает нормы общежития, человеческих отношений, впитывал из семьи и добро и зло.

    С самого рождения среда для ребенка является условием и источником развития. А семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. Культура семьи в свою очередь, очень важна в воспитании детей. Она предполагает культурные ценности, которых придерживаются члены семьи. Например, кто-то из родителей или родственников поет или танцует, тем самым он вовлекает ребенка в этот процесс, то есть, показывает ребенку пример.

    Воспитание в семье происходит непринужденно и естественно. Ребенок является свидетелем различных жизненных ситуаций. В семье он приобретает жизненный опыт, он наблюдал поведение взрослых, у него формируется отношение к миру и представления о ценности тех или иных явлений. Поэтому можно сказать, что семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формулирования соответствующего образа жизни.

    Если сравнить воспитание ребенка в процессе обучения его в школе и в семье, то в школе воспитательный процесс длится только одиннадцать лет, а в семье воспитательный процесс не имеет ни начала, ни конца. В семье воспитание постоянно, родители или другие члены семьи все время воздействуют на ребенка в жизненных различных ситуациях. Ребенок сам того не осознавая впитывает в себя манеру поведения, привычки взрослых, овладевает способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

    Происходит процесс социализации ребенка.

    Большую роль в формировании личности ребенка играет нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Это система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы потребности семьи и семейные традиции.

    Так же, именно в семье ребенок начинает приобщаться к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной. Первоначально родители действуют с ребенком совместно, поощряя и подкрепляя его активность, в дальнейшем ребенок приучается к самостоятельности.

    «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» – писал В.А.Сухомлинский. Действительно, в семье дети учатся разделять радости других людей. В семейном кругу у ребенка возникает возможность радовать близких вниманием, добротой, выдумкой. Ребенок начинает понимать, что во имя радости других иногда приходится жертвовать своими удовольствиями: разделив шоколадку на всех членов семьи, довольствуешься маленьким кусочком. Так ребенок учится в семье творить добро.
    Необходимо обратить внимание на определенную специфику семейного воспитания. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зарождается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви сопровождает ребенка всю жизнь.

    Однако, изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе. У ребенка же выросшего в атмосфере чрезмерного внимания рано развиваются черты эгоизма и эгоцентризма.
    Семью можно представить как микромир, где складываются первые представления ребенка о мире, доброте, справедливости, ответственности и долге.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья играет огромную роль в воспитательном процессе. Именно в семье ребенок рождается, получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, формируются критерии оценки добра, истины, красоты. Именно в семье протекает большая часть жизнедеятельности человека, закладываются основы его отношений с миром, начинается процесс воспитания.

     

    Список литературы

    1.      Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.:Академия, 2000.

    2.      Виноградова Н.Ф., Година Г.Н., Загик А.В. и др.; под ред. Т.А.Марковой.– М.: Просвещение, 1986.

    3.      Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок семейное воспитание. Вопросы психологии – 1992.

    4.      Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия 2000.

     

    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 2484 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]