Четверг, 18.04.2024, 23:26
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Место и роль семьи в воспитательном процессе» (ГОУ СПО Благовещенский педагогический колледж)

    Автор: Глимова Зилара Рейхановна,
    студентка 2 курса специальности «Преподавание в начальных классах,

    Научный руководитель: Солдатова Ольга Юрьевна,
    преподаватель филологических дисциплин,
    ГОУ СПО Благовещенский педагогический колледж

     

    Горит костёр. С весёлостью и треском,
    Горит, о чём - то шумно говоря,
    В его кругу, немного сонном, детском
    Общается счастливая семья.

     

    Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

    В каждом доме есть свой очаг. Огонь очищает и дарит душевное равновесие. Он объединяет людей в общий круг, завораживает и навевает воспоминания. Каждый из сидящих вокруг костра не просто греется – он помогает поддерживать пламя.

    Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме его детства.

    Гора всегда стремится ввысь, но прочно стоит на земле. Ни одна сила не разрушит, не сдвигнет её с места, если основание крепкое, ведь именно оно держит, помогает расти. Убери это главное первоначальное звено – и гора умрёт. Так и человек. Он жив пока помнит своих предков. Растёт, если твёрдо стоит на земле. И, вбирая мудрость предшественников, приближается к бессмертию.

    Семья – ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: «Я сразу вижу ребёнка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, в красоту человека, в слово воспитателя».

    Первостепенная задача семьи – научить ребёнка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: «Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения». В эти отношения ребёнок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

    Семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых и детей удовлетворяются разумно.

    Чтобы ребёнок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. Едва родившись, ребёнок уже чувствует, какие руки его касаются – любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы. Пример родителей всегда у ребёнка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям – этой доброте и справедливости они учатся у неё легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти качества становятся частицей их личного опыта Родительский пример становится примером доброты и справедливости

    Всё что есть у нас – это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передаётся подрастающему поколению. Передаём всё то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях. В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.
    Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребёнок растёт в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен привыкать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестёр. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребёнка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям нужно ухаживать за маленькими сестрёнками и братишками, за старенькими бабушками, эти семейные, обстоятельства как бы сами по себе взывают к доброте ребёнка, к его человеколюбию.

    Но сейчас, по данным переписи населения, наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребёнка. В них нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи. Это ведёт к тому, что ребенок становится объектом всеобщего внимания, чрезмерной заботы со стороны взрослых. И часто обожаемый «вундеркинд» на горе родителей очень быстро превращается в деспота.

    Статистика показывает, насколько ныне качественно изменился состав бабушек и дедушек. Значительно вырос их культурный и образовательный уровень. Привлечение к воспитанию бабушек и дедушек значительно обогащает его возможности. Они большое подспорье в воспитании не только в семье, но и в школе: ходят с ребятами на экскурсии и в театры, проводят беседы, организуют кружки. Они оказывают помощь в контроле за учебой и режимом дня. Им обычно лучше других известны взаимоотношения между ребятами во дворе, и они могут дать информацию об этом. Эти люди имеют большой жизненный опыт и могут поделиться им с остальными.

    Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.

    В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.

    Ребёнку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям – вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества.

    Ребёнок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдений за их поведением, ребёнок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.

    Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина – вот главный секрет воспитания. По словам А. Монтерлана домашний очаг должен быть не местом прибывания, а местом, куда мы все возвращаемся.

     

    Список литературы

    1.      Литературный альманах. Быть на земле поэтом. Уфа 1999

    2.      Психология современной семьи. С.В. Ковалёв Москва 1988

    3.      Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. И.В. Гребеньков, Л.В. Ковинько, Москва 1986

     

    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 1471 | Рейтинг: 4.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]