«Инновационная образовательная программа Стерлитамакского педагогического колледжа как вариант социальной поддержки семьи» (ГОУ СПО СтПК)
Автор: М.Х. Цой
ГОУ СПО
Стерлитамакский педагогический колледж
Семья
играетособо значимую роль в жизни человека,
является важнейшим элементомсоциальной
структуры, выступает посредником между индивидом и обществом. В настоящее время
задача поддержки семьи выдвинута в разряд первостепенных. Важное значение в
поддержке российскойсемьиимеет реализация национальных проектов:
«Здоровье», «Образование», «Развитиеагропромышленного комплекса» « Доступное и комфортное жилье – гражданам
России».
Стерлитамакский педагогический
колледж в 2008году стал победителем
конкурсасреди образовательныхучреждений СПО и НПО, реализующихинновационные образовательные программы. В государстве
в целом, а в Республике Башкортостан в частности, актуальна проблема недостатка
новых форм интегрированных образовательныхучреждений, способных осуществлять подготовку и переподготовку
современных кадров дошкольного и дополнительного образования, а также
реализовать образовательные и развивающие программы для детей до 7 лет в
специально организованной развивающей среде. Потому колледжем принята к
реализации инновационная образовательная программа «Модернизация системы
подготовки специалистов в области дошкольного образования и дополнительных
образовательных услуг для детей до 7 лет в условиях местного самоуправления».
Программа предлагает модель дошкольного образования и дополнительных
образовательных услуг для детей до 7 лет «Ресурсныйсоциокультурный инновационно-образовательный
центр «Мир Детства». Ресурсный центр «Мир Детства» является своеобразной точкой
роста системы дошкольного образования, т.к. предполагает комплексность
мероприятий по разработке и внедрению новых и качественно усовершенствованных
программ подготовки и переподготовки специалистов дошкольного образования и
развития, отвечающих требованиям работодателей.
Одно из
направлений деятельности ресурсного центра курирует Центр семейного воспитания,
на базе которого работают лабратории и кабинеты: «Детский сад на дому»,
валеологии семьи и ребенка, игровой поддержки семейного воспитания, организации
семейного досуга, дистанционного образования семьи, консультативной и
психологической помощи и другие. Выбор каждого направления работы не случаен, а
продиктован острыми проблемами, стоящими перед современной семьей,
воспитывающей детей до 7 лет. Например, данные социологических исследований
свидетельствуют о недостаточно высоком охвате детей общественным дошкольным
воспитанием. Как следствие, выявлено снижение готовности детей к школьному
обучению, уровня социализации детей и другие негативные последствия. В связи с
этим необходимо внедрение разнообразных форм помощи семьям, дети которых
воспитываются дома. Одной из таких форм является «Детский сад на дому». Данная
форма предусматривает организацию воспитательно-образовательного процесса в условиях
семьи «приходящим воспитателем» - специалистом с квалификацией «Воспитатель
детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области семейного
воспитания». В лаборатории создается психолого-педагогическим консилиум, в
задачи которого включается разработка программно-методических материалов для
реализации организационной формы дошкольного образования «Детский сад на дому».
Специалисты разрабатывают паспорта образовательной ситуации в организационной
форме «Детский сад на дому», содержащего основные характеристики данной формы,
функции, наличие учебно-игрового оборудования, технологий, методик воспитания и
образования детей, кадровый состав.Для
эффективного использования данной образовательной услуги производится
проблемный анализ потребностей семьи, анализируется состояние образовательной
среды и условий воспитания в семье. На основеполученных данных разрабатываетсяиндивидуальный план обучения и воспитания ребенка, который реализует
«приходящий воспитатель». Для осуществления индивидуального плана обучения и
воспитания используется предметно-развивающая среда семьи, а такжеотобранные и укомплектованные дидактические
пособия лаборатории: компьютерные игры для дошкольника, игровой, развивающий и
полифункциональный материал нового поколения. Осуществляется оказание
консалтинговых услуг родителям детей, не посещающих дошкольное образовательное
учреждение, но охваченных организационной формой «Детский сад на дому». Для
этого предоставляются электронные пособия для родителей по вопросам воспитания
и обучения детей в условиях семьи и подготовки их к школе, охраны жизни,
укрепления здоровья, создания условий для полноценного физического,
психического и социального развития.
Лаборатория
дистанционного образования семьи считает, что семья для ребенка есть самый
главный и лучший общественный институт, обеспечивающий интимно-личностные
отношения, воспитывающий живым делом. Семейное воспитание имеет два незаменимых
свойства: индивидуализацию воспитания и развитие чувств ребенка. Для
формирования успешного ребенка в семье родителям необходимо получить
педагогические знания в области воспитания, развития и обучения. В век
информационных технологий актуальна специально организованная система
дистанционного образования, обеспечивающая получение родителями педагогического
образованияв домашних условиях с
использованием современных телекоммуникационных сетей. Организация
дистанционного образования семьи предполагает необходимость создания особой
дидактики и специальной методологии педагогического образования родителей.
Сегодня методологические основы дистанционного образования семьи базируется
целиком и полностью на принципах информатизации образования и широком
использовании новых телекоммуникационных технологий. Преимущества дистанционного образования семьи: оптимизация финансовых затрат на получение консалтинговых
услуг, изучение интерактивных курсов; доступность в любое время,
оперативность; вариативность
программобучения; предоставление
информации по различным направлениям инновационного образования детей до семи
лет; возможность интерактивного общения. В рамках данной
лабораториипредполагается проводить
исследование потребностей семьи в получении педагогического образования с
последующей разработкой содержанияинтерактивного образования, форм и методов реализации дистанционного
обучения.
Основу процесса интерактивного
образования составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная,
самостоятельная работа родителей, которые имеют возможность получить
педагогическое образование в удобном для себя месте, опираясьна комплект учебно-практических пособий
интерактивных курсов. На Интернет-портале «Мир детства» родители могут получить
персональную консультацию от специалиста с помощью электронной почты, обмениваться
опытом с другими субъектами дистанционного обучения на Форуме, участвовать в web-конференциях,
online-семинарах по
проблемам дошкольного образования,иметь
доступ к информации, связанной с образованием и дополнительным образованием
детей до семи лет в «Муниципальном социокультурноминновационно-образовательном центре «Мир
Детства».
На базе колледжа функционирует Федеральная
экспериментальная площадка ФГУ ФИРО «Система подготовки будущих педагогов к воспитанию детей на
поликультурных, семейных началах (на материале опыта работы педагогических
колледжей»).Площадка также является экспериментальной лабораторией ресурсного
центра.
На основе
вышесказанного можно заключить, что ресурсный центр является одним из способов социальной
поддержки семьи.