Вторник, 24.12.2024, 23:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Воспитательный потенциал семьи» (ГОУ СПО Туймазинский педагогический колледж)

    Автор: Галлямова Разиля Рамилевна,
    студентка 4 курса,

    Научный руководитель: Габдрахманова Диля Фаузеловна,
    преподаватель по основам права,
    ГОУ СПО Туймазинский педагогический колледж

     

    Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
    Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.
    «Воспитательный потенциал семьи» включает много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как её тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности. Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на:

    Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества. Помните, как замечательно сказал об этом поэт Роберт Рождественский:

    Хотите ли вы, не хотите ли,

    Но дело, товарищи, в том,

    Что прежде всего – мы родители,

    А все остальное – потом!

    А С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа беспризорных детей, не желающих учиться, с противоправным поведением, малолетних мам м т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих «плохо воспитанных» граждан, их перевоспитания, лечения.

    Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего воспитания детей от уровня образования родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентаций родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональная деятельность, её творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности.

    Во имя интересной работы родители не жалеют времени и энергии на постоянное повышение своего кругозора, физической закалки. Часто интересная работа и возможности для самореализации благ, что, в свою очередь, не означает недооценки материального благосостояния семьи. Наоборот, чем выше уровень культурных потребностей родителей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.
    Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг.

    Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

    Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания в полной или неполной семье, многодетной или однодетной? Не торопитесь с ответом, потому что он не может быть однозначным. Испокон веком считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец – залог успешного воспитания ребенка. И наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеется много данных, которые убеждают в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная).
    Я, Галлямова Разиля Рамилевна, студентка 42 группы отделения «Родной язык и литература», провела вместе с классным руководителем, среди одногруппников тест на тему: «Воспитательный потенциал семьи» с целью выяснения социально-культурных, социально-экономических, технико-гигиенических, демографических факторов семьи своей группы.

    В опросе принимали участие 22 студента. 54% из опрошенных воспитываются в полной семье, 13,5% в неполной семье, из которых 4,5% воспитываются только отцом, 9% - матерью, в многодетной семье – 27%, в однодетной семье 4,5% и столько же воспитываются бабушкой и дедушкой.

    На вопрос: «Как относятся к Вам родители?» 90% ответили «ответственно», 10% - «никак». В гармоничной семье, где оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия и любви – 72 % опрошенных. В формальной семье, где супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что можно не принимать во внимание – 4,5%. 13,5% одногруппниц – в «нормальной» - в этой семье нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. В такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большей впечатлительностью. «Я сирота» ответили 9%.

    Из всего состава 9% студентов родители растят и лелеют в оранжерейных условиях, «сдувают пылинки», остальные - во взаимном уважении.
    На вопрос, чьей точки зрения придерживаетесь: 45% - матери, 22% - своей, 17% - отца, 16% - сестры.

    Взаимоотношения в семье отличные - утверждают 58,5%, хорошие – 32,5%, удовлетворительные – 4,5% и такое же количество лиц ответили – плохие.
    В основном финансовыми средствами семью обеспечивают отец и мать.
    Высшее образование в их семьях имеют в основном матери и ровно столько же семей, где никто из членов семьи не имеет такового.

    Дополнительные образовательные учреждения посещали: 4,5% - музыкальную школу, 9% - спортивные секции, 22,5% - другие учреждения, а 64% - ничего.
    Выше было сказано, что немаловажное значение имеет и технико-гигиенический фактор. 41% считают, что условия проживания - отличные, хорошие – 50%, удовлетворительные - 9%.

    Подытоживающий вопрос: «Хотите ли Вы быть похожими на своих родителей?» 72% ответили «да», 13,5% – «нет», 13,5% - «и да и нет».

    Рассмотрев факторы, влияющие на воспитательный потенциал семьи и итоги опроса, делаем вывод о необходимости проведения ряда мероприятий, влияющих на воспитание студентов. К 1 октября мероприятие «Народная педагогика в воспитании» с участием бабушек и дедушек, к 23 февраля «Папины уроки», к 8 марта «А ну-ка, мамы», к 1 июня «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я». Данные мероприятия должны помочь единству, культуре, взаимопониманию, воспитанию толерантности в семье.

    Список литературы

    1.      Аникина В. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина: Предисл. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов, Б. Кирдан, В. Аникин. – М.: Худож. лит.,1988. – 431 с.

    2.      Зверева О.Л., Ганичева А.И. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 160 с.

    3.      Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 232 с.

    4.      Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1998. – 160 с.- (Педагогика – родителям).

    5.      Лебедев П.А. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 с.

    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 5629 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]