Воскресенье, 05.05.2024, 07:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Вечные ценности моей семьи» (ГОУ СПО Белорецкий педагогический колледж)

    Автор: Пантелеева Олеся Евгеньевна,

    студентка 5 курса  «Социальная педагогика»

    Руководитель: Цыброва И.П.

    ГОУ СПО Белорецкий педагогический колледж

     

                                                                  «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых

                             всегда, везде хранит меня…»

     

    Среди основных институтов социализации человека, одно из ведущих мест занимает семья - витальная, жизненно необходимая среда для развития и воспитания ребенка. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием детей, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выжить в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни. На наш взгляд, семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка, должна обязательно являться и фактором воспитания семейных ценностей.

    Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.

     По глубокому убеждению К.Д.Ушинского истинно воспитанным человек может стать в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Но приобщить ребенка к семейным ценностям с помощью принудительных мер невозможно, так как не произойдет осознание всей значимости семейных ценностей, духовного сближения с ними.

    Семья, как общественная ступень в жизни человека,  с раннего возраста формирует сознание, волю, чувства детей. Поэтому мы считаем, что семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, ее истории, отраженной и запечатленной в бережно хранимом семейном архиве. Для этого необходимо создать для ребенка в семье доброжелательную обстановку, так как только преобладание положительных эмоций над отрицательными создает то, что можно назвать семейным очагом, который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье  - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать.

    Проблемой семейных ценностей занимались многие известные и выдающиеся личности – философы, педагоги, писатели. Например, Пушкин А.С. отмечал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Очень жаль, что на сегодняшний день большинство семейных ценностей и традиций во многих семьях позабыты, так как ускоряя шаг в будущее, в погоне за движущимся прогрессом, люди постепенно теряют связь с прошлым и лишь память связывает нас со своими корнями.

    С нашей точки зрения семейные ценности можно поделить на духовные и материальные. К духовным ценностям в нашей семье относятся различные жанры фольклора: колыбельные песни, прибаутки, частушки, которые сочинены предками, а также отношение к труду, к людям, уважение к старшим и многое другое, что бережно передается из поколения в поколение.  Но основной ценностью  является своеобразное знание семипоколенного генеалогического древа, составленного на основе рассказов моей бабушки и родственников, которых я знала с детства и тех, кого я различными способами отыскала. Восстановила с ними связь через переписку, так как представители моей родословной проживают в разных регионах России, Башкортостана, Казахстана, Канады. С каждой последующей перепиской, я узнаю много нового и интересного о жизни своих родственников. Например: я  узнала, что в гражданскую войну один из двоюродных прапрадедов, Александр, эмигрировал из России в Канаду . И в настоящее время, его потомки занимаются ведением фермерского хозяйства.

    Благоприятная обстановка моей семьи, душевные рассказы бабушки об истории нашего рода, просмотры многочисленных фотографий, документов, орденов, значков, почётных грамот и других реликвий, ещё с детства пробудили во мне жажду углублённого познания традиций, обычаев своей семьи. Таким образом, появилось большое желание продолжать исследовать свою семейную летопись. Могу с уверенностью сказать, что составление генограммы своей родословной очень увлекательное и интереснейшее занятие, которое включает сбор биографии дальних и близких родных, их детей, внуков, братьев и сестер. А также взаимосвязи между ними, закономерности имен, профессий и многое другое. Мое родословное древо похоже на разноцветную мозаику судеб людей, связанных между собой кровными узами. В него внесено более 200 представителей рода. Сама структура составления очень динамичная, так как кто-то рождается, кто-то умирает, поэтому требуется постоянный учёт в хронологии.

    Так же у меня есть и семейная реликвия, как материальная ценность - это книга- псалтырь, изданная в далеком 1888 году. Его передала бабушка по папиной линии. Когда я держу эту реликвию в руках, то ощущаю всю тяжесть столетней истории своей семьи, испытываю чувство любви и гордости за своих прапрадедов.

    От моих предшественников помимо духовных и материальных ценностей мне передались по наследству еще и такие качества как трудолюбие, ответственность, открытость, которые формировались и закреплялись в каждом из представителей моего рода. Без этих качеств невозможно было продуктивно трудиться, профессионально расти. Большинство профессий которые выбирали мои предшественники, были связаны с металлургическим производством. Так дед мой по папиной линии работал прокатчиком, бабушка, передавшая мне большинство семейных ценностей, работала формовщицей в литейном цехе. Встречаются и другие профессии- товаровед, строгальщик, счетовод в колхозе( в настоящее время – это бухгалтер)

    А я, получая профессию социального педагога и с увлечением занимаясь составлением своей родословной, развиваю в себе такие личностные качества, как упорство и целеустремленность, креативность, коммуникабельность. Они помогают мне  самосовершенствоваться.  Опираясь на собственный опыт,  я уверена, что знание генеалогии моей семьи делает возможным погружение в семейную историю со всеми ее социальными проблемами и переплетениями.

     Таким образом, мы  пришли к выводу, что работа над составлением семейной генограммы может служить частью позитивной семейной терапии и считаем, что необходимо приобщение детей к семейным ценностям для их успешной социализации. Обмен опытом поиска информации и составления своей родословной, отражение особенности развития своей семьи можно осуществлять через проведение классных часов, конференций, конкурса – защиты генеалогического древа. А использование методики составления родословной в своей будущей работе послужит основой для эффективного вхождения детей в мир семейной культуры, поможет развить положительные качества и прочно укрепить связь между поколениями.

     

    Список литературы

    1.      Мустаева Ф.А. Соц. Педагогика :Учебник для вузов .- М. Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-528 с.

    2.      С любовью к детям: материалы к родительским собраниям. 5-8 классы/ сост.Л.А.Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.

    3.      Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / Под ред. В.А.Сластенина .- М «Академия», 208 с.

    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 7344 | Рейтинг: 4.8/9 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]