Суббота, 18.05.2024, 18:20
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Семейные ценности в воспитании [24]

Поиск
Друзья сайта
  • Среднее педагогическое образование РБ
  • Услышь тишину: сайт ГОУ Стерлитамакская школа-интернат I вида
  • Клуб молодого избирателя
  • Статьи

    Главная » Статьи » Интернет-конференции » Семейные ценности в воспитании

    «Современные взгляды родителей на воспитание детей» (ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж)

    Автор: Мурадимова Найля Салимьяновна,

    Руководитель: Батанина Елена Владимировна,

    ГОУ СПО Сибайский педагогический колледж

     

    Когда в сердце праведность,

    Характер исполняется красоты;                                  

    Когда характер исполнен красоты,

    Будет согласие в доме;

    Когда согласие царит в доме;

    В народе будет порядок;

    А когда в народе будет порядок,

    Во всем мире настанет покой.

                                                                                                      Отрывок из «Великого учения»

     

               C самого рождения родители получают право во всем управлять нашей жизнью. Мы имеем все необходимое, счастливы и весело проводим время, по крайней мере, первые годы. Это выглядит как неплохое начало бесконечной и  счастливой истории.    

               Обращаясь к истории, мы видим, что семья служила источником нравственных и этических принципов; в семье передавались основы религиозной веры, пути постижения мира, обычаи и традиции – все то, что составляет жизнь человека.

                Какие взгляды у родителей сегодня на воспитание мы решили узнать на практике.

    Студентами 3Б группы ГОУ СПО «Сибайский педагогический колледж», на базе школы №1 г. Сибай было проведено анкетирование родителей и детей 3-4 классов.

    Нам было интересно узнать, какую роль родители отводят семье в воспитании ребенка, на каких принципах основано их воспитание, каким опытом они могли бы поделиться.

    На вопрос, что в большей степени оказывает влияние на воспитание детей  сегодня, большинство родителей отвечали:

    - семья (50%);

    - школа (41,7%);

    - СМИ, друзья (16,7 %);

    - абсолютно все (2%);

    - ничего на него не влияет (2%).

    Следует отметить, что  основными принципами воспитания в семье  родители называют:

    - уважение  старших и взаимодоверие (18,5%);

    - любовь, равноправие и дружба в семье (12,5 %);

    - взаимопонимание и взаимоудовлетворение (10,4 %).

    Очень важно для нас было узнать, что 16.8% родителей к числу основных принципов относят принципы: «кнута и пряника», «доверяй, но проверяй», «сам натворил, сам разбирайся», строгость и наказание. Это говорит об отсутствии компетенции в сфере  семейного воспитания.

    Заслуживают внимания   ответы родителей на вопрос: «Чем в первую очередь родитель должен  обеспечить своего ребенка?». Большинство  семей (33,3 %) отметили любовь родителей; 20,8 % испытуемых назвали внимание, родительскую заботу; есть те, которые стремятся обеспечить  своих детей материальными благами (16,7%); 10,4% родителей дают детям то, что могут; некоторые (8,3%)  главную роль отводят  питанию, одежде, образованию; 4, 25 % семей в первую очередь обеспечивают чувством комфорта и защитой. Несколько семей (6,25%) затруднились ответить на данный вопрос.

    Интересные результаты показал анализ ответов родителей и их детей на один и тот же вопрос. Так, например, на вопрос: «Сколько времени в день вы  проводите вместе с детьми?», мы получили следующие ответы:

     - 54,1 % родителей  -  3-4 часа в день;

     - 22,9 % родителей  -  5 часов и более;

     - 16,6 % семей          -  1-2 часа;

     - 2,1 %  родителей   -  когда как;

     - 2,1 %  родителей   - нет времени.

    К сожалению, ответы детей не дают положительного сравнения:

     - 87,6 % детей  ответили  - 30 минут;

     - 12,5 % школьников указали 1-2 часа.

    На вопрос, где чаще всего родители проводят свободное время с детьми, ответы совпали только в двух случаях -25% детей отметили посещение бабушек и родственников, более 6% учащихся проводят с родителями на природе.

    Это говорит о том, что родитель не может объективно оценивать свое участие в жизни детей.

    Очень обрадовал тот факт, что мнения детей и родителей одинаковы в вопросе, что для ребенка самое главное  - семья: мама, папа и он сам.

    Таким образом, подводя итоги можно сказать, что сегодня практически утрачено традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

    Прервалась преемственность педагогической традиции в семье. Анализируя принципы воспитания родителей, мы наблюдаем педагогическую неграмотность родителей в вопросах воспитания. Свободное время не обеспечивает в полной мере формирование культурных потребностей у ребенка, ценностей семейного образа жизни.

    Помимо этого есть родители, которые, имея по два-три ребенка, старше 18-ти лет не могут поделиться опытом воспитания. То есть, в их понимании не сложилась система педагогических взглядов. Есть те, которые воспитание возлагают на школу.

     В этой связи необходимо отметить, что  школа и семья – это два социальных института от согласованных действий, которых зависит эффективность процессов воспитания ребенка. Выход из ситуации мы видим в том, чтобы содействовать укреплению семьи, повышать ее традиционные ценности, престиж отцовства и материнства.

    В связи с этим итогом нашей работы стала организация мероприятий для родителей и детей: «Папа, мама, я – дружная семья!». Не смотря на отсутствие опыта работы с родителями, мы сумели убедить их в необходимости таких мероприятий. Результатом нашей встречи стали довольные дети и родители.

    В современных условиях, немаловажная роль  должна отводиться миссия школы состоит не только   в систематизированной передаче знаний, умений и навыков, сколько  в целостном формировании личности  путем тесного сотрудничества  с семьями.

     

    Список литературы

    1. Мой мир и я: Путь любви. Пособие для учащихся / Под  редакцией Б.П.Битинаса. – М., 1994.
    2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.,1996.
    3. Основные направления проектирования воспитательной работы в РБ ( Учебно – методическое пособие по материалам республиканского конкурса тематических воспитательных программ)./Под ред. Ижбулатовой Э.А., Елягиной Л.Н. Уфа: Изд – во БИРО,2008.
    4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М,2000.
    Категория: Семейные ценности в воспитании | Добавил: admin (08.12.2008)
    Просмотров: 2055 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]